Образец анкета исследования - Гарантийные обязательства - Руководство - shablonpisma.my1.ru

ШАБЛОН ПИСЬМА

Категории раздела

Законодательством российской федерации [58]
Внутреннего трудового распорядка [33]
Защите прав потребителей [71]
Заключили настоящий договор [34]
Общества с ограниченной ответственностью [41]
Обязательств по настоящему договору [33]
Общего собрания участников [38]
Образец искового заявления [49]
Права и обязанности сторон [33]
Общество с ограниченной ответственностью [40]
Прав на недвижимое имущество [32]
Условий настоящего договора [32]
Нормы трудового права [27]
Перехода права собственности [30]
Характеристика с места работы [44]
Расторжении трудового договора [33]
Заполнить анкету на визу [21]
Обязательное социальное страхование [27]
Регистрации права собственности [31]
Получении денежных средств [38]
Момента государственной регистрации [32]
Образец заполнения анкеты [31]
Образец договора дарения [21]
Образец заполнения заявления [36]
Помещений в многоквартирном доме [23]
Договора купли продажи [32]
Пленума верховного суда [38]
Протокола общего собрания [37]
Неотъемлемой частью договора [31]
Договор дарения доли [20]
Условия оплаты труда [27]
Выплату заработной платы [28]
Продолжительности рабочего времени [28]
Договор купли-продажи квартиры [29]
Общего собрания членов [20]
Возбуждении уголовного дела [36]
Орган опеки и попечительства [32]
Акты [103]
Письма и обращения [220]
Разные документы [139]
Гарантийные обязательства [144]
Благодарственные письма [9]
Бытовые бланки [139]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 102

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Руководство

Главная » Статьи » Гарантийные обязательства

Образец анкета исследования

Борис Токарев Директор учебного центра АНХ при Правительстве РФ

В среде маркетологов распространено мнение, определяющее маркетинговые исследования как деятельность, связанную исключительно с проведением опросов. На самом деле это не так, потому что опросы - это только один из возможных способов получения сведений, который целесообразно использовать в том случае, когда отсутствует необходимый объем вторичной информации или ее качество вызывает сомнения.

За кажущейся простотой и легкостью проведения опроса скрывается большое количество «подводных камней». Кому задавать вопросы, о чем можно и о чем бесполезно спрашивать, как зафиксировать полученные ответы, как обработать полученные результаты, каким образом оценить их точность, какие выводы сделать и прочее - это принципиальные элементы опросов.

В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:
  • главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответ, - цель опроса
  • затраты, которые придется произвести для получения результатов
  • техника и форма проведения опроса
  • продолжительность исследования
  • надежность и точность полученной информации
  • методы обработки получаемой информации
  • форма представления результатов.
  • Пример:

    Известна притча о том, насколько важно правильно сформулировать вопрос. Как-то два священника разных религиозных конфессий поспорили о том, является ли грехом курение во время молитвы. Не сумев разрешить спор очно, они согласились задать этот вопрос своим наставникам. Встретившись через некоторое время, они вернулись к прошлому спору, и оказалось, что одному из них наставник сказал, что курение во время молитвы не является грехом, а другому было сказано, что это грех. В чем же была причина противоречивых ответов? В приверженности той или иной вере? Нет, все дело в том, как священники сформулировали свои вопросы. Один из них спросил: «Можно ли во время молитвы курить?», на что получил категорическое «Нет!». А второй задал такой вопрос: «Можно ли во время перекура еще и помолиться?». «Да, не запрещается», - ответил его наставник.

    Маркетологи многих российских компаний слишком упрощенно подходят к применению опросников в маркетинговых исследованиях. Они полагают, что составление небольшой анкеты не представляет особых сложностей, поэтому по делу и без надобности применяют на практике опросные методы.

    Пример:

    Очень показателен опыт организации и проведения опроса российской компанией, продающей строительные и отделочные материалы, во время участия в специализированной выставке. Был разработан опросный лист, с которым менеджеры должны были обращаться к посетителям, пришедшим к стенду. Менеджеры были тщательно проинструктированы о том, как обращаться к респонденту, что от него нужно получить, ознакомлены с идеей и содержанием анкеты. По окончании выставки отдел маркетинга получил более тысячи заполненных анкет. Но сотрудники этого отдела признали собранную информацию не представляющей значительной ценности. Подавляющее большинство анкет оказались заполненными с пропусками некоторых вопросов, многие респонденты не указывали своего имени или должности. В итоге часть респондентов, которые являлись клиентами компании, пришлось идентифицировать по своей клиентской базе данных, а новые не всегда оставляли свои данные.

    Проанализировав свои ошибки, к следующей выставке сотрудники компании подготовились значительно лучше.

    Большим недостатком опросов является то, что не разработаны такие теоретические принципы составления анкет, которые однозначно могли бы рекомендовать тот или иной порядок действий. Поэтому подготовка оптимальной анкеты подвластна только маркетологу, достигшему вершин мастерства. Даже виднейшие ученые-социологи в своих работах указывают только на то, что не следует делать при составлении анкет.

    Обсуждение разработки анкет мы построим на тех же принципах, которые предлагаются в социологии, а именно - от обратного.

    Последовательность составления опросников можно представить состоящей из четырех основных этапов. Конечно, у каждого автора своя схема составления. Однако они едины в том, что касается начального и завершающего этапов разработки опросного листа.

    На рис. 1 приведена типовая схема разработки опросного листа.

    %img src="poll_questionnaire-01.gif>

    Вот каким образом сформулирована вводная часть анкеты, помещенной на страницах одного из выпусков журнала Cosmopolitan:

    Cosmo приглашает к диалогу

    Дорогие читатели! Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты.

    Это поможет нам в работе над журналом.

    Мы придумали стимул для Вас: все, кто пришлет ответы, примут участие в лотерее и смогут выиграть ручку Parker с логотипом Cosmo.

    Личные сведения, которые Вы захотите сообщить о себе, безусловно, останутся между нами.

    Можно привести еще один пример формулирования введения, который взят из опроса, проведенного компанией «Фиона Симпа», производящей средства для окраски волос:

    Компания «Фиона Симпа» благодарит Вас за то, что Вы решили воспользоваться продукцией нашего производства.

    Мы стремимся совершенствовать наши продукты, и Ваше мнение о них очень важно. Мы будем признательны, если Вы найдете немного времени, чтобы заполнить анкету".

    У анкеты обязательно должен быть заголовок и вводная информация о том, кто и с какой целью проводит исследование, не стоит начинать опрос с сухого и ничего не значащего для респондента слова «Анкета».

    II раздел. «Паспортичка» - классификационный раздел опросного листа. Он посвящен изучению характеристик респондента: социальный статус, образ жизни, образование, семейное положение и многое другое, способное создать некий портрет респондента для исследователей, необходимый для решения задач исследования. Хотелось бы подчеркнуть один важный момент в этой части опросника.

    Большинство профессионалов, и наших, и зарубежных, сходятся во мнении, что на этапе заполнения «паспортички» в маркетинговом опросе следует исключить три группы респондентов.

    Работники, профессионально занимающиеся организацией и проведением опросов, в первую очередь специалисты отделов рекламы, «паблик релейшнс» и маркетинговых исследований.

    Исключаются люди, причастные к тому виду деятельности, по которому проводится опрос. Например, если мы исследуем покупательское отношение к покупке новых автомобилей, то желательно исключить людей, работающих на автомобильном производстве, в автосервисе, дилеров, посредников и работников отделов продаж.

    Желательно исключить из опроса сотрудников маркетинговых фирм.

    Все три перечисленные группы включают людей, если не напрямую заинтересованных, то уж во всяком случае, имеющих собственные профессиональные пристрастия.

    III раздел. Так называемая «Рыба». Этот раздел является основным в анкете. Дальнейшая обработка данных, полученных от опрашиваемых по вопросам этого раздела, должна дать решение задачи, поставленной перед исследованием.

    IV раздел. «Детектор» - специфическая часть анкеты, рекомендуемая практиками для проведения текущего контроля искренности ответа на вопросы. Для этого можно применять иные формулировки вопросов, которые в сравнении с ответами на основные вопросы позволят оценить правдоподобие ответов. Их задача - исключить из рассмотрения ответы данные по принципу «Напишу что-нибудь, лишь бы отвязались». Рекомендуется вопросы этой группы вплетать в текст опросника в различных местах, так чтобы они не бросались в глаза при прочтении. Важность применения «детекторных» вопросов показывает пример из практики.

    Пример:

    Руководитель одной из кабельных студий, стремясь расширить спектр своих предложений пользователям, рассуждал о том, какой новый канал предложить людям, проживающим на соответствующей территории. Это происходило в то время, когда всероссийский канал «Культура» переживал сложный этап реорганизации и практически перестал вещать по привычной тематике. Руководитель кабельной студии решил предложить клиентам то, что канал «Культура» давал раньше - музыкальные постановки, оперы, балет, театральные постановки и т. д. Для того, чтобы канал был рентабельным, требуется обеспечить некоторое минимальное количество подписчиков. Поиск потенциальных подписчиков проводится среди имеющихся. Руководитель кабельной студии поставил задачу определить количество подписчиков на новый канал. Для этого он нанял небольшую исследовательскую компанию, сформулировал задачу. Компания подготовила опросник для телефонного интервью по имеющейся базе клиентов студии. В результате опроса выяснилось, что около 20% клиентов готовы подписаться на новый кабельный канал «Культура». Однако эта цифра руководителю показалась завышенной, тем более что рейтинги всероссийского канала были очень невысокими. Он заказал повторный опрос другой исследовательской компании. В опросник этой компании были помещены несколько вопросов-детекторов. У респондентов спрашивали не только о желании смотреть канал «Культура», но и о том, что они видели за последнее время, ходят ли в театры, смотрят ли оперу и балет, имеют ли подобные видеозаписи. Оказалось, что таких - доли процента. И кабельный проект был бы убыточным. Анализ двух проведенных исследований показал, что часто респондент хочет представляться более интеллигентным, культурным и прочее, нежели он есть на самом деле. Видимо в приведенном примере респонденты проявляли готовность подписаться на канал «Культура» только лишь для поддержания своего имиджа.

    В большинстве случаев невозможно в опросник поместить более одного-двух проверочных вопросов, поскольку может нарушиться логика всего опроса, появятся отвлечения от основной темы и другие неувязки.

    Категоричного мнения на то, в каком порядке размещать в опроснике указанные разделы, к сожалению, не существует. Нередко встречаются ситуации, когда сведения, касающиеся респондента, предпочтительнее спросить в конце, чтобы не отпугнуть его.

    Третий этап - разработка технологии формулирования вопросов

    Стройность и логичность опросника должны проходить красной нитью через все вопросы. Сначала рекомендуется сформулировать для себя главные вопросы анкеты и только после этого детализировать их.

    От того, как разработчик сформулировал вопрос, во многом зависит качество и суть ответа на него.

    Пример:

    Евгений Киселев, ведущий программы «Итоги» канала ТВ-6, в передаче от 14 октября 2001 г. посвященной гибели подводной лодки «Курск», так сформулировал вопрос для проводимого каналом интерактивного опроса телезрителей:

    «Может ли государство говорить неправду своим гражданам о тех или иных событиях?»

    На вопрос, сформулированный таким образом, телезрители, скорее всего, отвечали так:

    а) может

    б) не может.

    Но что это означает для исследователя? «Может» - это категория из области вероятного, т. е. даже при ответе «может», оно предполагает наличие отрицательного ответа при определенных обстоятельствах. Однако контекст вопроса состоял в том, чтобы определить мнение респондентов о том, обязано ли государство извещать своих граждан обо всех ЧП, происходящих в стране. По личному мнению автора, государство обязано это делать. Поэтому вопрос ведущего должен был начинаться словами «Обязано ли государство…»

    Иногда случается так, что во время мучительного процесса формулирования вопросов и отработки всего опросника до блеска забывается то, ради чего он затевался. Чтобы избежать таких проблем, желательно в самом начале работы над ним записать, как и какой вопрос позволит решить поставленную задачу и как информация, полученная из ответов, будет обрабатываться.

    При разработке вопросника всегда возникает дилемма: сделать его пространнее или лаконичнее? Многие вопросы можно снять, если поставить себя на место респондента. Если вопросник будет очень большим, ни одна из анкет не будет заполнена до конца. Но у разработчиков анкет всегда есть желание наряду с главными вопросами задать еще несколько, которые могут пригодиться для решения текущей задачи либо для «задела» на будущее. Такой подход ошибочен. Не стоит пытаться решить несколько задач с помощью одного опроса, какой бы привлекательной ни казалась экономия в затратах.

    По форме представления вопросы бывают следующих типов: с открытым и закрытым окончанием. Часто их называют «открытыми» и «закрытыми».

    Вопросы с закрытым окончанием предполагают наличие после вопроса подсказок, из которых опрашиваемый выбирает подходящий ответ. Это облегчает весь процесс ответа респондентов, позволяет автоматизировать обработку анкет и представление результатов.

    Иногда используются полузакрытые вопросы, когда вместе с готовыми вариантами ответов оставляется пустое место для другого варианта, например:

    «Где Вы провели отпуск в этом году?» дома

    в деревне

    на даче

    на море

    другое _________

    На данный вопрос имеется несколько нетрадиционных ответов, например: «нигде», «не был в отпуске», которые предложенная форма вопроса позволяет получить.

    Дихотомические вопросы - такие, которые имеют всего два альтернативных ответа: Да или Нет. Такие вопросы часто применяются в разделах «паспортички», когда получают портрет респондента. Например:

    Имеете ли Вы высшее образование? Да_____ Нет _____.

    Вопросы с открытым окончанием означают, что опрашиваемый должен в пропущенные места после формулировки вписать свое мнение в свободной форме.

    Например: Как Вы провели свой отпуск? ______________________________________.

    Проблема таких вопросов заключается в том, что респонденту требуется время и усилие воли, чтобы собраться с мыслями и достойно изложить на бумаге мини-сочинение на заданную тему. При организации исследования не стоит ожидать от ответов на открытые вопросы слишком многого. Но иногда в таких ответах появляются совершенно неожиданные соображения, которые позволяют организаторам по-новому взглянуть на исследуемую проблему. Ради таких «зерен» открытые вопросы и используются. Когда респондент отвечает искренне, он точнее и лучше проявляет в ответах особенности своего индивидуального сознания, образ мыслей и чувств.

    Учитывая то, что в опросе возможно получение количественной и качественной информации, в первом случае отдается предпочтение закрытым формулировкам вопросов, а при качественных исследованиях - открытым.

    Главным недостатком при ответе на открытые вопросы является очень высокая степень субъективности респондента. Исследователям бывает крайне сложно определить истинные мотивы респондентов, выражающих ту или иную позицию. Открытая форма ответов сложна в прочтении и дальнейшей обработке. Автор неоднократно сталкивался с таким почерком, который практически невозможно расшифровать. Если же анкет получено несколько сотен, то обработка данных становится невероятно долгим и тяжелым трудом.

    Закрытые вопросы позволяют точнее интерпретировать получаемые ответы. Появляется возможность обрабатывать очень большие объемы данных. Это относится как к пространным опросникам, так и к большому количеству полученных анкет.

    Если исследователь приступает к изучению новой для себя проблемы, то в опроснике должны превалировать открытые вопросы. Если же исследователь уже знаком с проблемой, то можно сделать акцент на закрытых вопросах. В интервью, как правило, значительно больше вопросов ставится в открытой форме.

    Другим критерием классификации вопросов по форме является их разделение на прямые и косвенные. Использование косвенных вопросов может быть продиктовано тем, что иногда бывает трудно или невозможно сформулировать вопрос в прямом смысле. Это бывает в случае очень личных, интимных тем, которые в социологии называются сенситивными. В таких случаях респондент не может высказываться откровенно. Также встречаются ситуации, когда нельзя сформулировать вопрос впрямую, потому что он может привести к отказу респондента отвечать. Такие ситуации типичны при проведении деловой разведки, когда явно определять тему опроса ни в коем случае нельзя. Например, когда необходимо прозондировать мнение специалиста из другого предприятия на предмет возможности перехода на другую работу, можно с успехом использовать косвенные формулировки вопросов: «Как Вы относитесь к возможности перехода на другую работу?»

    При формулировании вопросов в косвенной форме удобнее переводить их из личной формы в безличную. Личная формулировка непосредственно касается респондента. Например: «Скажите, каким образом в Вашей практической работе проводится изучение конкурентов?». Безличный вопрос направлен на выявление общих закономерностей и наиболее распространенных подходов. Например: «Как можно проводить изучение конкурентов?». Безличная форма вопросов употребляется для того, чтобы выявить мнения и отношения респондентов, которые могут расходиться с общепринятыми, но варианты ответов позволяют выбрать из возможных так, чтобы не создавалось ощущения неловкости. Например, при обследовании предприятия можно сформулировать вопрос сотрудникам таким образом: «Изменения в деятельности предприятия необходимо проводить в отделе _________».

    По функциональному назначению вопросы можно классифицировать на основные, фильтры, зондирующие и детекторные. Основные вопросы призваны получить ответы для решения задачи опроса. По ходу опросника возникают ситуации, когда респондент, в зависимости от излагаемых условий, должен выбрать ту или иную ветвь продолжения ответов. Другими словами в анкете помещается условный оператор, в соответствии с которым респондент, удовлетворяющий условию 1, должен перейти к вопросу N, а удовлетворяющий условию 2 - к вопросу M.

    Пример:

    Предположим, что проводится опрос посетителей магазина хозяйственных товаров. Менеджер обращается к зашедшим посетителям с опросным листом, в котором среди прочих пунктов имеются следующие:

    К-1. Покупали ли Вы раньше краску марки Т? Да ____. Нет _____.

    (Если «Да», то перейти к вопросу К, если «Нет», то - к вопросу М.) К. Как Вы оцениваете качество краски марки Т? Высокое _____ Среднее _____ Низкое _____

    М. Какие другие марки краски Вам приходилось покупать _____________________.

    Зондирующие вопросы предназначены для того, чтобы направить опрос в нужном направлении, когда на то имеется необходимость. Например, если в ходе интервью не получен ответ на вопрос: «Кто в компании принимает решение о закупках вычислительной техники?», то можно его сформулировать следующим образом: «Принимает ли директор решение о закупке вычислительной техники? Если директор отсутствует, кто сможет принять решение? Кто еще может принимать такое решение о закупках?»

    Вопросы-детекторы применяются для проверки достоверности и объективности получаемой в опросе информации.

    Основные причины недостоверности информации, которую исследователь получает в ходе опросов, сводятся к следующим:
    1. Сознательная неточность в ответах респондентов.
    2. Неправильно заполненный опросник.
    3. Неверно понятый вопрос.
    4. Неверно понятый ответ.

    Перечисленные причины недостоверности относятся исследователями к группе так называемых подконтрольных ошибок, которые полностью устранить очень трудно, однако можно значительно снизить их долю, если следовать основным правилам разработки опросного листа.

    Обсудим основные рекомендации по формулировке вопросов.

    1. Верно определять тип вопроса

    Перед исследователем стоит сложная задача - подобрать определенный тип формулировки вопроса под каждую проблему. Важно то, что в зависимости от контекста изучаемой проблемы и сопутствующих вопросов формулировки могут значительно различаться. Приведенные выше типы вопросов применяются по мере необходимости.

    Желательно при формулировке вопросов выработать общие принципы отображения различными шрифтами, использовать сноски и обозначать переходы, например: Введение, инструкции по заполнению, сами вопросы, варианты ответов.

    Часто в анкетах можно встретить матричную форму, когда в одном блоке формулируются логически связанные вопросы с набором вариантов ответов, например:

    %img src="poll_questionnaire-02.gif>

    «Каким средством Вы обычно предпочитаете красить волосы?»:

     Лонда  Велла  Палетт  Поли Брилианс  Бэль Колор  Л’Ореаль

     Фара  Импрессия  Мисс Мэджик  Престиж

     Роколор  Биотон  Эстэль  Гамма  Фиона

     Другое (что именно) _____________________

    Возможно, что представление ответов в четыре строки подразумевало разделение вариантов на группы по определенному критерию, однако расположение перечня вариантов в строчку является очень неудачным, т.к. форма представления может запутать респондента.

    Предлагаемые ответы должны быть отчетливо выделены и отделены друг от друга. Большинство социологов предпочитают для фиксации ответов на закрытый вопрос пометки в квадрате, соответствующем каждому варианту ответа, например:

     Да

     Нет

     Не знаю

    Возможно также использование для этих целей скобок - ( ) или [ ].

    Если же все вопросы и варианты ответов пронумерованы, то можно респондентам рекомендовать обводить соответствующий номер:

    15 Да

    16 Нет

    17 Не знаю.

    Необходимо избегать зачеркиваний или подчеркиваний вариантов ответов, поскольку это затрудняет расшифровку, а неряшливость приводит к высокому проценту отбраковки заполненных форм.

    3. Быть точным при формулировании вопросов

    С одной стороны, разработчик опросника стремится к максимально емкой точности вопроса, однако чаще всего такая детализация приводит к очень сложной структуре вопроса и его громоздкости.

    Например, мы хотели бы выяснить, сколько кофе покупают люди. Один из возможных вариантов решения этой задачи состоит в выяснении потребления кофе за месяц.

    Вариант вопроса А: Сколько чашек кофе Вы в среднем выпиваете за рабочий день?

    (место для ответа)_________________________________________

    Вариант вопроса Б: Как часто Вы пьете кофе (обвести нужный ответ):
      Очень часто 4

    Часто 3

    Нечасто 2

    Не пью 1

    Какой из вариантов вам больше нравится? Вы правы, вариант Б абсолютно не годится, потому что не указан интервал времени, который берется за образец. Мы все разные, разный смысл вкладываем в разные понятия, поэтому для кого-то две чашки кофе в день - перебор (очень часто - ответят такие люди), а у кого-то дневная норма - шесть чашек.

    Правы будут также те читатели, которые забракуют и вариант А. В представленной формулировке есть две неточности. Первая касается размеров чашки: согласитесь, что чашки тоже бывают самые разные. Респондент, отвечая на таким образом сформулированный вопрос, будет, не задумываясь по таким пустякам, отвечать на свой лад, и результат получится неадекватным истинному состоянию дел.

    Вторая неточность - здесь использовано слово «рабочий день». А что, разве в выходные дни мы не пьем кофе? Эта неточность формулировки вопроса также может привести к неправильным результатам исследований.

    По мнению автора, требование точности формулирования вопросов является наиболее сложным в разработке опросников. Допустим, нас интересует, покупал ли респондент сегодня молочные продукты, и мы сформулировали вопрос «Покупали ли Вы сегодня молоко?» Кто-то из респондентов посчитает, что это вопрос о покупке только лично для себя, и ответит, что не покупал, потому что терпеть не может молоко, в то время как приобрел пару пакетов для своей семьи. Поэтому для повышения точности вопроса его можно сформулировать так: «Покупали ли Вы лично или кто-то из членов Вашей семьи сегодня молоко?»

    Пример: В одном очень солидном с хорошей «родословной» глянцевом журнале регулярно печатаются анкеты для читательниц. В одной из анкет встретился такой вопрос:

    %img src="poll_questionnaire-03.gif>

    201-300

    301-400

    401-500

    более 500

    Что было бы, если бы предлагаемые варианты ответов частично пересекались - 200-300, 300-400, 400-500? Это привело бы к возникновению погрешностей. Те, кто попадает на граничные значения (тратит 300 в месяц), не знали бы, какой интервал помечать.

    Эта ситуация достаточна типична для опросников. Обычно границы количественных интервалов определяются круглыми числами - 100 рублей, 500 евро, 10 минут. Респондент интуитивно также склонен округлять такие числовые величины, например: «Я сегодня на рынке оставил 400 рублей, а купил всего-то ничего». Совсем не обязательно, что человек потратил ровно 400 рублей, скорее, чуть больше или меньше.

    5. Использовать действующий язык среды, в которой проводятся исследования

    Декарт сказал: «Определите значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений».

    Необходимо подчеркнуть, что уровень погруженности в проблему маркетолога, который ее изучает с помощью опроса, значительно глубже, чем у среднестатистического опрашиваемого респондента. Это означает, что язык определений исследователя может сильно отличаться от языка общения и языка выражения своих мыслей респондентов. Поэтому очень важно найти такие слова, которые опрашиваемым будут понятны и доступны. Рассмотрим несколько примеров.

    Предположим, составлен на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Как Вы оцениваете уровень экономического развития Вашего региона?» Здесь термин «регион», возможно, является однозначно понятным для исследователя, однако для респондентов это очень расплывчатое понятие. Это может быть населенный пункт, город, область, район, республика, край или даже часть поселка, отгороженная от других частей протекающей рекой. И совсем сложным термином для обсуждения является «экономическое развитие».

    Проанализируем еще один пример. Компания - производитель препаратов для борьбы с последствиями употребления чрезмерных доз алкоголя проводит опрос с целью узнать, как часто граждане «перепивают». Рассмотрим два варианта формулирования вопросов.

    Вариант А. Сколько раз в месяц Вы подвергаетесь интоксикации спиртными напитками?

    Вариант Б. Сколько раз в месяц Вам становилось плохо после употребления спиртного?

    Сравнивая два варианта, можно отметить, что вариант А не годится для включения в опросник, потому что слово «интоксикация» в быту редко используется для обозначения состояния «перепития». Замечу, что и вариант Б, хотя и предпочтительнее А, но тоже не идеален. Оставляю читателям возможность попытаться сформулировать этот вопрос верно.

    Мешает пониманию респондентами вопросов широкое использование обиходных слов «всегда», «часто», «быстро», «иногда», «обычно», «редко», «много» и т.п. Даже понятное слово «все» не может быть воспринято в известном смысле как «все члены семьи смотрят телевизор».

    Такого рода непонимание встречается практически на каждом шагу. Например, в среде маркетологов широко применяются термины «бренд» и «торговая марка». Но в российской законодательной базе эти термины отсутствуют, зато используется определение «торговый знак». К слову сказать, и в западной практике имеются существенные расхождения в определении этого термина.

    6. Не использовать слова, показывающие ваш пристальный интерес к предмету исследования

    Требования к формулированию вопросов, о которых будем говорить в этом небольшом разделе, являются очень важными и в то же время исключительно «тонкими». Основное - вопрос должен быть нейтральным, чтобы не показывать отношения исследователя к изучаемой проблеме.

    «Что Вам не понравилось в колбасе, которую Вы попробовали» - не самая хорошая формулировка вопроса, призванного помочь разобраться во вкусовых ощущениях респондентов. Лучше, наверное, сформулировать вопрос так, чтобы он состоял из двух частей:

    «Понравилась ли Вам та колбаса, которую Вы попробовали?» (нужное обвести)

    Да Нет

    «Если колбаса не понравилась, то что именно в ней Вас не удовлетворило?» (впишите): ________________________________________________________.

    7. Избегать двойного смысла

    Проблема формулирования вопроса состоит еще и в том, что любое слово в некоторых контекстах может восприниматься двусмысленно. Необходимо подбирать такие определения и слова, которые явно однозначно трактуют изучаемую тему.

    Двойной смысл мешает искреннему и внятному ответу опрашиваемых, да и исследователям добавляет проблем в процессе анализа причин ответов.

    Вопрос: «Согласны ли Вы, что в ресторанах «Елки-Палки» обслуживают быстро и готовят хорошо?»

    Вопрос состоит из двух смысловых частей. Их нельзя смешивать по принципу «два в одном». Вопрос необходимо разделить на два самостоятельных, один из которых посвящен времени обслуживания клиентов ресторана, а второй - качеству пищи.

    В анкетах, предназначенных для изучения взаимоотношений между предприятиями и организациями, очень часто встречаются вопросы, посвященные оценке размера предприятия, которое респондент представляет.

    Пример: Вот каким образом сформулирована эта тема в анкете, помещенной в одном из телефонных справочников г. Москвы:

    Анкета опроса по совершенствованию структуры справочника.

    1. К какой категории бизнеса Вы относите свою фирму/организацию?

    крупный средний мелкий

    Если ожидать реальных ответов на этот вопрос, то в лучшем случае необходимо определить принадлежность компании к определенной отрасли, т.к. само понятие «крупная или мелкая компания» для различных отраслей неоднозначно. Например, крупной по российским меркам на обувном рынке может считаться компания с оборотами около $50 млн. в то время как на нефтяном рынке у крупной компании обороты достигают нескольких десятков миллиардов.

    Достаточно часто встречающаяся в опросах формулировка типа «Когда Вы в последний раз читали газету «Бизнес»?» также содержит два смысла: читает ли респондент вообще данную газету и когда последний раз держал ее в руках. Или вопрос: «Как часто Вы и Ваша супруга (супруг) посещаете магазин спортивных товаров?» Супруги могут ходить в такие магазины с разной периодичностью, включая ситуации, когда муж - регулярно, а жена - никогда.

    8. Давать ясные и понятные альтернативы вариантов ответов на вопрос

    В случае использования закрытых форм вопросов необходимо очень четко излагать возможные варианты ответов. Обратим ваше внимание на различные ошибки, которых следует избегать.

    Первая распространенная ошибка - нарушение порядка возможных вариантов ответов.

    Предположим, сформулирован вопрос: «Как регулярно Вы следите за изменениями в законодательстве РФ о рекламе.
    1. Постоянно получаю информацию.
    2. Слежу только тогда, когда это касается интересующих меня вопросов.
    3. Получаю информацию от случая к случаю.
    4. Законодательная деятельность меня не интересует.

    Здесь первый и третий варианты ответов отражают скорее регулярность получения информации, второй вариант - причинность, четвертый же говорит об интересе к обсуждаемой теме. В результате получены три неполных шкалы ответов на вопросы, обработка которых не даст исследователям ничего, кроме большого количества ложных утверждений.

    Второй распространенной ошибкой формирования ответов является неполнота множества вариантов. На практике все варианты предусмотреть очень проблематично. Поэтому респондентам необходимо оставлять возможность самовыражения. Существуют три варианта такого подхода:
  • Дополнение варианта ответов («Другое ______»).
  • Отрицание («Нет мнения»).
  • Уход от ответа («Трудно сказать, затрудняюсь ответить и т. п.»).
  • Четвертый этап подготовки опросников - тестирование.

    Предварительное тестирование помогает оперативно вносить изменения в содержание и процесс проведения опроса до того, как он будет проводиться во всем объеме. Часто для определения тестирования анкеты используется термин «пилотаж». В процессе тестирования проявляются все неточности формулировок и ошибки сбора информации. Тестирование существенно экономит деньги. Полагается, что суммарный объем тестирования может составлять 1-10 % от реального объема исследования. Минимальный объем теста - 30-50 анкет.

    Существуют ситуации, когда пилотаж проводить не требуется. Это бывает в случаях, когда анкета используется уже не впервые или она было полностью позаимствована из других исследований.

    Тест анкеты должен проводиться в тех же условиях и на тех же целевых группах респондентов, что и основное исследование. После получения заполненных опросников необходимо провести анализ полученных ответов и соответствие полученной информации предъявляемым к опроснику требованиям.

    Дата публикации: 14.11.2006

    Образцы маркетинговых анкет

    Разработайте маркетинговую аналитическую картину для принятия более осознанных, стратегических деловых решений.

    По какому пути развиваться компании или организации? Перед открытием магазина розничной торговли, изменением веб-сайта или введением новых цен воспользуйтесь маркетинговым опросом, чтобы свериться с целевой аудиторией.

    Создание маркетингового опроса →

    С нашими интерактивными маркетинговыми опросами и шаблонами понимать клиентов и делать осознанный выбор для своей компании становится проще.

    Попробуйте наиболее популярные маркетинговые опросы и шаблоны

    Приступить к работе очень просто благодаря обширной коллекции шаблонов опросов для маркетинговых исследований и коммерческой деятельности. Кроме того, можно формировать собственные опросы, собирая различные предлагаемые нами типы вопросов, — или даже составлять их самостоятельно. Ниже представлено несколько шаблонов опросов, которые можно использовать в маркетинговых программах.

    Обратите внимание . Некоторые из этих шаблонов доступны только на английском языке.

  • Опрос по исследованию рынка . Используйте этот опрос, состоящий из 20 вопросов, чтобы изучать мнения клиентов по поводу новых продуктов или услуг, их преимущества перед конкурентными, а также готовность клиентов дать рекомендации.
  • Исследование рынка - шаблон опроса о товаре . С помощью короткого опроса из 10 вопросов Вы сможете узнать, что клиенты думают о новом продукте: что понравилось, а что нет, сделают ли они выбор в пользу Вашего товара, а не товара конкурентов.
  • Исследование рынка - шаблон опроса об услуге . Узнайте мнение клиентов о предлагаемой услуге посредством этого опроса из 10 вопросов.
  • Опрос по обслуживанию клиентов . Поинтересуйтесь у клиентов об их опыте взаимодействия с представителями службы поддержки клиентов Вашей компании посредством опроса из 9 вопросов.
  • Net Promoter® Score (Показатель лояльности клиентов) . Узнайте отношение клиентов и их готовность рекомендовать Вашу компанию с помощью единственного вопроса: «По шкале от нуля до 10 какова вероятность того, что Вы порекомендуете нас другу или коллеге?».
  • Сбор отзывов в сфере туризма и гостиничного бизнеса . Проводите среди гостей и клиентов опрос, касающийся поездок и отдыха, чтобы превратить разовых клиентов в постоянных.
  • Опрос по продукции по уходу за волосами и опрос по продукции по уходу за кожей . Выясните покупательское поведение клиентов относительно продуктов по уходу за волосами и кожей, используя опросы на 9 и 6 вопросов соответственно. Кроме того, эти шаблоны опросов можно адаптировать для другой категории товаров.
  • Сбор отзывов покупателей жилья и оценка работы агента по недвижимости . Эти опросы, состоящие из 6 и 4 вопросов соответственно, помогут обнаружить инструменты, которыми пользуются клиенты для исследования рынка недвижимости и поиска агентов в ходе покупки новых домов.
  • Отзывы и предложения по работе веб-сайта . Используйте этот опрос из 8 вопросов, чтобы найти способы оптимизации взаимодействия с клиентами в Интернете.
  • Опрос по приложениям . Воспользуйтесь этим опросом, состоящим из 6 вопросов, в рамках исследования перед выходом на рынок, чтобы определить целесообразность разработки мобильного приложения для Вашего продукта или услуги.
  • Целевые рынки. Воспользуйтесь компонентом SurveyMonkey Audience, помогающим охватить целевую аудиторию для исследования, и интегрируйте соответствующие реальные данные в Ваши исследовательские предложения или бизнес-планы.
  • Если Вам необходима помощь в поиске нужных людей для опроса, попробуйте SurveyMonkey Audience. За минимальную цену мы предоставим для Вашего маркетингового опроса ответы потенциальных клиентов, соответствующих заявленным критериям.

    Как пользоваться маркетинговыми опросами

    Маркетинговые опросы — замечательный способ получить отзывы и предложения по новым продуктам, услугам или функциям. Проводите опросы среди клиентов при запуске новых предложений и оперативно изменяйте курс в случае промаха. Организовывайте тестирование бета-версий мобильных приложений, предварительный просмотр свежих рекламных кампаний или оценку влияния новых комплектных предложений — и переводите полученные выводы в прибыльные стратегии.

    Профессиональные методисты в сфере опросов составляют все наши шаблоны интерактивных маркетинговых опросов и опросов по исследованию рынка. Поэтому ими можно пользоваться без изменений или адаптировать интерактивные анкеты в соответствии со своими потребностями. А так как мы очень серьезно относимся к вопросу безопасности, будьте уверены — Вашим данным и аналитическим наработкам ничего не угрожает.

    Ниже представлено несколько самых популярных идей по использованию маркетинговых опросов SurveyMonkey.

  • Исследование рынка . Каков спрос на новый разрабатываемый Вами продукт или услугу? Проверяйте рынок, изменяйте целевые сегменты клиентов и составляйте план запуска, исходя из полученных отзывов. Спросите следующее: «Если бы наш новый продукт или услуга были доступны уже сегодня, какова вероятность того, что Вы их порекомендуете?».
  • Разработка нового продукта . Используйте регулярное проведение опросов в ходе процесса динамичной разработки продукта в Вашей компании, повторяя схемы в зависимости от отзывов пользователей. Считаете, что Ваше новое мобильное приложение обречено на успех? Проверьте его на целевой аудитории. Спросите: «Что в нашем новом продукте Вам нравится больше всего?» или «Какие изменения усовершенствовали бы наш новый продукт наилучшим образом?». Изменяйте предлагаемые характеристики и план развития продукта на основе предпочтений пользователей.
  • Разработка пользовательского интерфейса . Проводите опросы среди целевых аудиторий для анализа индивидуального поведения, использования смартфонов и приложений. а также моделей покупки или эксплуатации. Используйте отзывы и предложения, полученные в результате опроса, для разработки привлекательных пользовательских интерфейсов, а затем позиционируйте, размещайте и продвигайте продукты на целевых рынках по новым каналам. В рамках маркетингового плана выясните, насколько хорошими или плохими являются пользовательские интерфейсы Ваших веб-сайтов .
  • Уровень удовлетворенности и лояльности клиентов. Довольные клиенты — залог успешного бизнеса. Используйте анкеты для клиентов и корпоративных клиентов, чтобы систематически оценивать уровень удовлетворенности. Прислушивайтесь к потенциальным проблемам в обслуживании клиентов, проводя опросы мнений касательно продукции, услуг, службы поддержки клиентов и взаимодействия в Интернете. Возьмите себе за правило задавать вопросы, подобные следующему: «Что мы могли бы сделать, чтобы Вы к нам обратились еще?».
  • Советы для получения максимально высокой процентной доли ответивших в маркетинговых опросах

    Ниже перечислены некоторые из способов стимулирования респондентов к прохождению опросов. Для получения более подробных инструкций ознакомьтесь с нашими рекомендациями по проведению и созданию опросов.

      Опишите Вашу цель. С помощью краткого предложения обеспечьте требуемый контекст. Объясните участникам опроса, почему Вы задаете те или иные вопросы и какую пользу принесет их отзыв. Например, «Ваши предложения помогут нам лучше понять, каким образом можно предоставлять оптимальные услуги». Сделайте опрос кратким и целенаправленным. Убедитесь, что каждый вопрос приближает Вас к цели. Будьте внимательны ко времени человека, проходящего опрос, и формулируйте вопросы четко. Проводите предварительную проверку. Предварительно проверяйте свой опрос на нескольких представителях Вашей целевой аудитории. Таким образом можно выявить несоответствия или неожиданные интерпретации вопросов. Соблюдайте последовательность вопросов со шкалой оценки. При использовании шкал Лайкерта все вопросы должна охватывать одна и та же балльная система. Если 1 означает «полностью удовлетворяет», а 5 — «абсолютно не удовлетворяет», используйте такую же шкалу в рамках всего опроса.

    Нужны еще образцы анкет и вопросы?

    Почему свыше 20 миллионов человек пользуются SurveyMonkey?

    Отправляйте неограниченное количество опросов и голосований с помощью нашего БЕСПЛАТНОГО тарифного плана .
  • Простота в использовании Создавайте и контролируйте свой опрос по Интернету — мы позаботились о том, чтобы начать работу, научиться и пользоваться было легко.
  • Интуитивно понятный дизайн Не обязательно быть программистом или инженером — если Вы умеете проверить электронную почту или пользоваться Facebook, Вы уже можете пользоваться SurveyMonkey.
  • Результаты — в реальном времени Вы можете просматривать данные по мере их поступления, сохраняя их для себя или давая возможность другим людям видеть их.
  • Достоверность и опыт Инструменты SurveyMonkey помогли более чем 20 миллионам клиентов собрать информацию онлайн.
  • Расширение по необходимости

    Тарифные планы PRO системы SurveyMonkey расширяют Ваши возможности в отношении сбора и интерпретации информации благодаря расширенному аналитическому инструментарию и многим другим функциям.

  • Анкета маркетингового исследования образец

    Готовые анкеты для маркетинговых исследований и

    Среди 9 вопросов этого опроса есть те, пола и образования потребителей, которые касаются возраста. Этот опрос из 9 вопросов исследует бюджет типичной семьи и затрагивает темы телефонной связи, кабельного телевидения и транспорта. Этот шаблон опроса из 8 вопросов ориентирован на индустрию ухода за волосами и затрагивает такие темы, средства для укладки и денежные затраты на заботу о волосах, как продукты для волос. SurveyMonkey пользуются миллионы людей, в том числе 100 % предприятий из рейтинга Fortune 100. Выбираются 5-7 компаний, где проходит изучение, включая название Вашей компании, продукция которых представленна в регионе. Собирайте отзывы клиентов по конкретным работам, продуктам или услугам. Попробуйте находить разных людей для опросов мнений и, возможно, еще не рассмотренный целевой рынок, Вы натолкнетесь на новый. Нет необходимости тратить кучу денег на получение ответов. Если Вы узнаете, то будете лучше понимать их потребности и начнете принимать более взвешенные решения, кто Ваши клиенты. От сотрудников парикмахерской до специалистов по торговле недвижимостью и врачей-дерматологов. Получение отзывов и предложений текущих клиентов для оценки уровня их удовлетворенности безусловно имеет значение. В этом шаблоне опроса из 9 вопросов исследуются навыки чтения, письма и устной речи в различных языках. Какое бы _ Вам хотелось бы купить в ближайшее время, сейчас. Это шаблон общего опроса из 10 вопросов, который можно настроить в соответствии с потребностями вашей отрасли или компании. Те характеристики, от которых частично зависит успешная разработка и продвижение продукта или услуги. Задайте всего два вопроса этого шаблона опроса о службе фиксированной связи: есть ли у человека стационарный телефон и сколько он на него тратит. Какая из перечисленных категорий лучше всего описывает служебное положение Вашего типичного клиента. Что Вам следовало бы делать лучше. Получайте подробную информацию о Вашей отрасли или сфере деятельности с помощью одного из наших шаблонов маркетинговых опросов. Спрашивайте о конкурирующих продуктах, альтернативных услугах и подробных способах усовершенствования. Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду самостоятельная группа, характеризующаяся взрослыми детьми в случае семейного статуса и возможным наличием внуков. Если ответа нет, то следующий пункт. Не рекомендуется ставить вопрос о частоте покупки в формате последнего исследования в столь категоричной форме Какие марки из перечисленных Вы знаете. Даст Вам доступ к миллионам респондентов, которые готовы предоставить Вам ответы, необходимые для принятия критически важных решений. У нас есть специализированные шаблоны анкет для всех, и на их рассылку уйдет всего пара минут. Задавайте общие вопросы, такие как. У Вас возникла замечательная идея нового продукта или услуги, но готова ли общественность принять. Проводите опрос за пределами своей клиентуры. В реальном времени, сохраняя их для себя или давая возможность другим людям видеть, Вы можете просматривать данные по мере их поступления.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    / Пример анкеты для социологического исследования

    Проблема исследования:

    В настоящее время наблюдается раздражительное отношение студентов технических специальностей к наличию в списке обязательных предметов курсов по гуманитарным дисциплинам. Студенты утверждают, что предметы эти неинтересны, и не нужно их изучать. Такое отношение к предмету является причиной плохих взаимоотношений с преподавателем. Зачастую у таких студентов возникают сложности при подготовке и экзамену или зачёту. Некоторые сдают на неудовлетворяющую их оценку.

    Цель исследования:

    Основной целью является выявление тенденций в отношении к гуманитарным наукам студентов БГУИР различных факультетов и специальностей.

    Предмет исследования:

    Отношение студентов БГУИР к гуманитарным дисциплинам.

    Инструмент исследования:

    Анкета из 11 вопросов. Используются как закрытые, так и открытые вопросы.

    Методы сбора информации:

    Опросный метод – формализованная анкета.

    Задачи исследования:

    Анкета участника лабораторных исследований на антитела к вирусу гепатита A

    Ввиду использования в современных лабораториях тестов разных производителей Варианты нормы (референсные значения) во всех лабораториях различные, поэтому вместе с итогами исследований необходимо получить и референсные значения (варианты нормы) тех анализов, которые сдавали. Это является необходимым условием для корректной интерпретации различных результатов.

    Интерпретировать анализы имеет право лишь лечащий врач. вляются важными не только итоги отдельного анализа, однако и соотношение различных результатов меж собой в сочетании с клиническими симптомами (проявлениями), истории (анамнеза) болезни и данных инструментальных способов исследования (узи и так далее)

    Вирусные гепатиты являются группой заболеваний с похожими симптомами, которые вызываются различными вирусами.

    Гепатит А

    Возбудитель гепатита А - это вирус, который вызывает желтуху, болезнь Боткина, он обычно в организм человека внедряется через слизистую оболочку кишечного желудочного тракта, в эндотелии тонкой кишки размножается, лимфатических мезентериальных узлах, потом попадает гематогенно в печень, где попадает в паренхиматозные клетки печени (гепатоциты), в ретикулогистиоцитарные клетки

    Купфера, повреждает их. Вирус гепатита А может передаться через немытые руки, плохо вымытые или немытые фрукты и овощи. Против гепатита А есть вакцина. Он в хроническую форму не переходит и не является опасным дальнейшим развитием рака печени или цирроза. Но, даже легкое течение данной инфекции без необходимого лечения может нанести здоровью серьезный вред.

    Диагностика лабораторная гепатита А

    Анти-HAV IgM, IgG

    К вирусу гепатита А - IgG суммарные антитела. Позитивный результат: текущий или перенесённый гепатит А вакцинация против гепатита А.

    Негативный результат: предшествующей к гепатиту А экспозиции нет (иммунитета к вирусу гепатита А

    не выявлен). Присутствие IgM обозначает острый гепатит А.

    Вирус гепатита А, определение РНК (ПЦР)

    Проведенные исследования на вирусный гепатит А производят при: холестазе, клинических признаках вирусного гепатита, увеличении уровня АсАТ и АлАТ, контакте с больным вирусным гепатитом А, обследовании контактируемых и выявление тех, кто заболел гепатитом А в детском коллективе (очагах ).

    Тансмиссивные или сывороточные гепатиты: гепатит В, и гепатит b вместе с d

    Гепатиты В и B+D относят к сывороточным, они могут передаться через кровь, а также внутриутробно и половым путем. Еще необходимо особо отметить передачу инфекции благодаря нестерильным инструментам. Данные вирусы могут продолжительно существовать в организме и вызывать продолжительный воспалительный хронический процесс в печени - вирусный хронический гепатит опасен перерождением в цирроз или рак печени.

    Образец анкеты участника лабораторных исследований на антитела к вирусу гепатита A

    Источники: www.marketing.spb.ru, ru.surveymonkey.com, xn-----8kcgjkrk2abehbnpwpecl4q.xn--p1ai, www.studfiles.ru, biznes-prost.ru

    ;
    Категория: Гарантийные обязательства | Добавил: vasilalekse (07.06.2015)
    Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Поиск