Характеристика старшего дошкольника образец - Гарантийные обязательства - Руководство - shablonpisma.my1.ru

ШАБЛОН ПИСЬМА

Категории раздела

Законодательством российской федерации [58]
Внутреннего трудового распорядка [33]
Защите прав потребителей [71]
Заключили настоящий договор [34]
Общества с ограниченной ответственностью [41]
Обязательств по настоящему договору [33]
Общего собрания участников [38]
Образец искового заявления [49]
Права и обязанности сторон [33]
Общество с ограниченной ответственностью [40]
Прав на недвижимое имущество [32]
Условий настоящего договора [32]
Нормы трудового права [27]
Перехода права собственности [30]
Характеристика с места работы [44]
Расторжении трудового договора [33]
Заполнить анкету на визу [21]
Обязательное социальное страхование [27]
Регистрации права собственности [31]
Получении денежных средств [38]
Момента государственной регистрации [32]
Образец заполнения анкеты [31]
Образец договора дарения [21]
Образец заполнения заявления [36]
Помещений в многоквартирном доме [23]
Договора купли продажи [32]
Пленума верховного суда [38]
Протокола общего собрания [37]
Неотъемлемой частью договора [31]
Договор дарения доли [20]
Условия оплаты труда [27]
Выплату заработной платы [28]
Продолжительности рабочего времени [28]
Договор купли-продажи квартиры [29]
Общего собрания членов [20]
Возбуждении уголовного дела [36]
Орган опеки и попечительства [32]
Акты [103]
Письма и обращения [220]
Разные документы [139]
Гарантийные обязательства [144]
Благодарственные письма [9]
Бытовые бланки [139]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 102

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Руководство

Главная » Статьи » Гарантийные обязательства

Характеристика старшего дошкольника образец

характеристика на дошкольника образец

13 февраля 2015 - 23

Педагогическая характеристика на дошкольника (образец) * Методическая работа. Характеристика на ребенка в детском саду. Характеристика на дошкольника - образец. Реклама от Google. Характеристика.Пример написания логопедической характеристики на ребенка. * 19 июл 2012. Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК. Егор М. поступил в старшую группу . Методические указания - Педагогические характеристики. * 30 июн 2014. Файл содержит примеры характеристик (7 шт) от воспитателей, логопеда, дефектолога. как образцом (шаблоном) для написания своих характеристик. Педагогические характеристики (дошкольный возраст).Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста * Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад: главная тема данной страницы сайта Psyoffice.ru .Примерная схема характеристики для предоставления на ПМПК * Примерные схемы характеристик для предоставления на ПМПК БОУ. метафор при выполнении задания нужна постоянная опора на образец, . Пример написания логопедической характеристики на ребенка. * 14 ноя 2012. Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для психолого-медико-педагогической комиссии . ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ * В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности. на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости.Схема составления психолого-педагогической характеристики. * В схему входит описание типологических, характерологических, психологических особенностей ребенка, уровня развития его познавательных . Что есть образец для ребенка? * Применение метода присвоения дошкольниками положительной характеристики показало, что он удобен в работе с детьми и вызывает интерес как . Педагогическая характеристика * 5 июл 2010. Схема педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста. А есть ли образец отзыва на ученика для поступления в . Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного. * 14 окт 2013. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, . Пихолого-медико-педагогическая комиссия * Педагогическая характеристика дошкольника. Образец. План-график заседаний районной психолого-медико-педагогической комиссии на 1 полугодие . Психологическая характеристика ученика (образец) * Вам предлагается образец психологической характеристики ученика. Фамилия и имя. Психологическая характеристика ученика _ «_» класса . Медико-психологическая характеристика личности ребенка. * Общая характеристика ребенка по данным наблюдения. 6. 1.3. Убирать образец не нужно, поскольку задача проверки памяти не ставится. «Тест Л.Написала характеристику на воспитателя. оцените плиз. * 11 апр 2013. Написала характеристику на воспитателя. ОЦЕНИТЕ. умничка. взяла за образец). 22:01 | 16 Фев 14. Ответить . Как составить характеристику на ребёнка с нарушением слуха. * Как составить психолого – педагогическую характеристику на ребенка с. деятельность (по подражанию, но образцу, по словесной инструкции).Характеристика на ученика (образцы, примеры, рекомендации) * 12 окт 2011. Характеристика на ученика - один из самых востребованных документов в работе класного руководителя, завуча, педагога-психолога . Ответы@Mail.Ru: образец характеристики на студента. * Пользователь Лара задал вопрос в категории Детские сады и получил на него 3 ответа.Характеристика на ученика (школьника). Образец психолого. * Составление характеристики на ученика или на группу учащихся - это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения  . Педагогическая характеристика ребенка для бюро МСЭ * ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА, ПОСЕЩАЮЩЕГО ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. 1.Фамилия, имя, .

характеристика на дошкольника образец

логопедическая характеристика на дошкольника образец

Психологическая характеристика старших дошкольников

Исследования психологических особенностей дошкольного возраста, в частности в контексте проблемы готовности к началу школьного обучения составляют обширную область психологии развития.

Уже во второй половине XIX-начале XX вв. в отечественной и зарубежной психологии публикуется большое количество работ, посвященных исследованию различных аспектов психологии дошкольного детства (Дж. Селли, Э. Мейман, А. Бине, Ст. Холл, К.Д. Ушинский, А.П. Нечаев, Е.Н. Водовозова и др.) обсуждаются особенности и значение дошкольного возраста, различия в протекании психических процессов у детей и взрослых необходимость целенаправленной подготовки детей к систематическому школьному обучению роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе задачи дошкольных учреждений в подготовке детей к школе содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению.

Идея целостности психического развития ребенка и тесной взаимосвязи психических функций разных уровней уже в этот период высказывается в работах К.Д. Ушинского, Дж. Селли, Э. Меймана, А. Бине и др. отмечается, что выделение отдельных психических функций в исследовательских целях имеет искусственный характер и не отражает целостности индивидуального развития ребенка.

В отечественной психологии вопрос о специфике психического развития дошкольника и необходимости целенаправленной подготовки детей к систематическому школьному обучению был поставлен К.Д. Ушинским. В его работах наиболее полно отражены фактически все основные вопросы проблемы готовности детей к систематическому обучению на различных этапах образования.

На вопрос о времени начала обучения, К.Д. Ушинский отвечает: «Лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как-то, так, и другое, имеет свои дурные стороны». Главное, по мнению К.Д. Ушинского, в подготовительный период к обучению - обеспечить условия для полноценного физического и психического развития ребенка. К.Д. Ушинский разработал теорию детской игры, показал ее значение для духовного развития ребенка. Разрабатывая вопросы содержания и методов начального обучения, К.Д. Ушинский последовательно проводил идею о том, что в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, возрастные возможности усвоения учебного материала, как в начале, так и в процессе обучения.

Теоретические основы исследования психологических особенностей детей дошкольного возраста, определившие основные направления исследований в этой области в XX в. были обозначены в работах Л.С.Выготского. Л.С. Выготский ставит общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и исторического, природного и культурного. Культурное развитие ребенка, по Л.С. Выготскому, есть развитие социальное, основным механизмом и условием которого является обучение. Раскрывая механизмы, лежащие в основе обучения, Л.С. Выготский формулирует положение о «зоне ближайшего развития», определяющей достижения ребенка в непосредственном сотрудничестве и под влиянием взрослого, в противоположность этому совокупность уже «созревших» функций, обеспечивающих самостоятельное решение ребенком определенного крута задач, Л.С. Выготский обозначил как его «уровень актуального развития». Выготский подчеркивал преемственность дошкольного и школьного периодов обучения и развития, отмечая, что обучение ребенка начинается задолго до поступления в школу. В дошкольный период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. В то же время, подчеркивал Л.С. Выготский, дошкольное обучение существенно отличается от школьного, его специфика обусловлена, прежде всего, качественным своеобразием детского мышления и мотивации учения. Важным для современного понимания сущности и закономерностей формирования школьной готовности является сформулированный Л.С. Выготским принцип функционального единства сознания, согласно которому сущность психического развития определяется не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений, которые и определяют кардинальное изменение всей психики ребенка как целого при переходе от одного возраста к другому.

Большой вклад в исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста внесли работы Дж. Брунера, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова, СЛ. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.

Детально исследованы особенности умственной сферы и отдельных познавательных процессов, развитие мотивационной сферы формирование самосознания дошкольника, общение и способы социального взаимодействия, специфика игровой, изобразительной и др. видов детской деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, формирование готовности к началу школьного обучения, исследование особенностей детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Анализ исследований в этой области позволяет выделить наиболее существенные с точки зрения начала школьного обучения психологические новообразования старшего дошкольного возраста и составить психологический портрет ребенка 6-7 лет.

Ребенок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в различных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности (игра, конструирование, рисование). Активно развивается внимание, память, мышление и воображение. У ребенка расширяется круг представлений о мире, он учится управлять собой, регулировать свое поведение, осваивает новые социальные отношения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов зарождаются новые социальные потребности. Формируется потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым» потребность в признании сверстников (у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время стремление в игре и других видах деятельности быть первым) появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами. В этом возрасте возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходит процесс активного развития и становления познавательной деятельности. Ребенок стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений действительности. К концу дошкольного возраста отмечается явное предпочтение интеллектуальных занятий практическим. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этом период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи, он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Большое значение для развития ребенка имеют продуктивные виды деятельности, такие как изобразительная деятельность и конструирование. Они требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном возрасте, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.

Дошкольный возраст - это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Значение игры для освоения учебной деятельности и подготовки в школе раскрыто в работах Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Т.Н. Дороновой, Н.В. Нижегородцевой и др. В детской психологии проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра. Именно в этом виде игр происходят наиболее существенные изменения в психике ребенка. Эти изменения имеют непреходящее значение и подготавливают ребенка к новой, более высокой ступени развития. Сюжетно-ролевая игра интегрирует и выявляет самые существенные стороны развития ребенка.

Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений. В игре ребенок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой. В игре развивается воображение и мышление ребенка, он планирует выполнение замысла, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский писал, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность координировать свои действия с другими. Ребенку необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения. В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту, или иную роль, ребенок усваивает необходимые для этой роли нормы поведения, развивает способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений.

Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.

Одной их основных характеристик развития ребенка является двигательная сфера. Уровень овладения двигательными навыками важен для общего развития ребенка. Развитие мелкой моторики и освоение тонких сложнокоординированных действий - основа освоения навыков письма в школе. Двигательная неловкость, нарушения координации движений могут служить показателями нарушений психического развития. Овладение определенными действиями и движениями, соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам - необходимая характеристика возраста.

Умственное развитие - наиболее информативный и сложный показатель развития ребенка. В широком смысле под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи. Операциональная сторона познавательных процессов характеризует те действия и преобразования, которые ребенок способен выполнить с получаемой им информацией. Содержательная сторона представляет собой те знания о действительности, которыми ребенок владеет и может оперировать в процессе решения различных задач.

На протяжении дошкольного возраста память ребенка претерпевает количественные (позволяющие ему удерживать все большее количество информации) и качественные изменения. Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности. Которые выражаются в том, что ребенок уже не просто запоминает понравившееся ему, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации.

Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребенка к все более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать свое внимание на решении самых различных задач.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Основные показатели развития воображения - это его символический характер, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью образов, создание плана-замысла и его реализация.

Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Ребенок использует одни предметы для раскрытия важнейших для него сторон других предметов и явлений.

Надо отметить, что существуют некоторые общие особенности воображения, проявляющиеся во всех видах детской деятельности и являющиеся основными характеристиками этого процесса. К ним относятся подвижность образов воображения, умение уйти от шаблонного решения, создать новое, оригинальное произведение, придумать варианты одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определенной творческой задачи.

Наряду с подобными особенностями в дошкольном возрасте появляется еще одна очень важная особенность - подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы. Дети начинают создавать законченные, наполненные различными деталями произведения.

В развитии речи можно выделить самые разные компоненты и показатели. Это виды речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная), и степень ее развернутости и связности, овладение различными средствами речевой деятельности овладение фонетикой (звуковой слух и звукопроизношение), лексикой (богатство словаря), грамматикой (правильность речи).

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем. В работах В.Д. Шадрикова на теоретическом и экспериментальном уровнях доказано, что знания и умения включены в структуру познавательных способностей в качестве операционных механизмов. Поэтому усвоение знаний и умений является основой развития способностей учащихся.

Знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение. Ребенок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также ребенок осваивает способы получения этих знаний. У ребенка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребенком информацией характеризует содержательную стороны его умственного развития.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы обобщенных знаний, составляющих основы наук. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к систематическому обучению в школе.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

Подготовка ребенка к школьному периоду развития - одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания, где главным условием полноценного развития ребенка является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых - педагогов и родителей, а это возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

АВТОР: Чепцова Н.А.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru ) обязательна.

Поиск

Глава 2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.

2.1. Общая характеристика психологических особенностей

детей дошкольного возраста.

С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребенка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы "почему?".

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно "мирного соседства" с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения.

Активность ребенка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.

Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим.

Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения проявляются в следующем:

  • Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов в побуждениях все больше обнаруживается определенная последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер.
  • Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. Пример. Задание "найти спрятанный флажок" имело наибольшую побудительную силу для младших детей, а трудовое задание "сделать игрушки для нового спектакля" сильнее действует на старших детей.
  • Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность- продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка.

    В развитии самостоятельности можно выделить три ступени:

  • Когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых (Пример: сам убирает свои игрушки, сам идет мыть руки и т.д.)
  • Когда ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях (Пример: поставить посуду в незнакомый шкаф, убрать не только свою комнату, но и бабушкину).
  • Когда возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенка своего поведения в любых условиях.
  • В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него межанализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания.

    Именно по этой причине для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др.

    Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:

  • Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.
  • Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.
  • Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам (это синий, а это белый) т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.
  • Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребенка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.
  • Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребенок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.
  • В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком только тогда, когда форма - более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребенку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора.

    Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

  • расширение объема внимания
  • рост устойчивости внимания
  • формирование произвольного внимания.
  • Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д.

    В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

    У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления ("переходом во внутренний план") происходит перестройка практического действия.

    Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна доаналитическая ступень мышления, т.к. ребенок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

    Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры.

    Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребенку знакомы.

    В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа.

    Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.

    На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.

    У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.

    В этом возрасте (5-7 лет) ребенок уже может предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, а отодвигание цели требует большой выдержки. Следовательно, возрастает выносливость воли.

    Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения практически во всех психических процессах.

    2.2. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

    В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения, к все более разнообразным видам деятельности. И не удивительно, что в этом возрасте возникает внутреннее противоречие между потребностями в действиях и невозможностью овладения реальными взрослыми действиями в силу их сложности. А разрешить эти противоречия можно путем выдвижения на первый план новой формы поведения, нового вида деятельности, а именно сюжетно-ролевой игры. Игра - не продуктивная деятельность мотив игры лежит в самом ее содержании, следовательно игровое действие свободно от обязательного подчинения реальным условиям и реальным предметам.

    Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.

    Разыгрывание ролей в детских играх послужило основанием для создания некоторых психологических концепций развития личности. Одна из них принадлежит американскому психологу Дж. Миду. Он считал, что развитие личности происходит в процессе взаимодействия индивида с разными людьми. Детские ролевые игры служат тому доказательством, т.к. сначала в играх малышей выполняется любая роль, что заставляет многих ученых (в основном зарубежных) оценивать такое игровое поведение как подражание или идентификацию, а не взятие роли. В данном случае действует предположение, что ребенок приписывает себе различные качества внешних объектов и людей. Затем дети вырастают, обогащается круг их общения, в число значимых людей включаются другие родственники, сверстники. Теперь в игре ребенок усваивает целую систему регламентаций поведения в виде правил игры. На этом этапе развития игры дети уже берут на себя роли, например "мужчина", "учитель", "отец", означает усвоение системы взаимных требований и ожиданий.

    Но некоторые ученые не согласны с таким представлением о детском развитии как последовательной смене ролей. По мнению отечественных психологов, признание ролевого пути развития личности означает признание запрограмированного поведения.

    Игры, в которые обычно играют дошкольники, можно разделить на три основных группы:

  • Подвижные игры: с мячом, со скакалкой, прятки и т.д. которые способствуют физическому развитию ребенка.
  • Образовательные игры: в лото, в разноцветные пирамидки. Такие игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представление, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление.
  • Ролевые игры – наиболее типичны для дошкольного возраста и наиболее важные для развития ребенка.
  • Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять с игрушкой то или иное действие. Усваивая его, ребенок начинает входить в мир ролевой игры. Так, воспроизводя действия родителей, ребенок порождает одну из самых первых ролевых игр – "в семью" или "дочки-матери". По мере общения со взрослыми и познания окружающего мира он знакомится с тем, что делают люди разных профессий, в результате чего рождаются игры в строителя, врача, офицера и т.д.

    К концу третьего года жизни дети начинают в своих действиях акивно использовать символы – указатели, обозначающие предметы, но уже отдаленные от них и вместе с тем сохраняющие определенное сходство с самими предметами. Так, для ребенка лист дерева начинает заменять одеяло для куклы, кубики становятся кирпичами и т.д. Окончательной формирование ролевой игры происходит после того, как у ребенка сформировалась самостоятельность.

    В своем полном виде, ролевая игра включает:

    сюжет – ту сторону действительности и те действия, которые воспроизводятся в игре.

    содержание игры – то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента деятельности взрослых и отношений между ними в их трудовой и общественной жизни. я условиями его жизни.

    игровая роль – воспроизведение действий взрослого человека.

    структура игры – совокупность организованных игровых действий и операций (реальных движений по своему техническому и двигательному составу приспособленных к тем предметам, с которыми играют дети).

    Взятие на себя определенной роли заставляет ребенка отказаться от мимолетных желаний, в результате чего начинает выступать средством воспитания волевых качеств. Кроме того, в игре создаются благоприятные условия для организации его движений Важно так же и то, что ролевая игра в своих развитых формах является коллективной деятельностью, и ни в чем другом коллективные отношения у детей – дошкольников не достигают такого уровня, как в игре.

    Игра может изменяться:

    1) от начала к концу: последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры. У младших школьников этот замысел либо вообще не существует, либо не определяет всю игру. Часто лишь в процессе совместной деятельности игра развертывается в широкую коллективную деятельность.

    2) от первой игры к последующим той же группы детей. Повторяя много раз одну и ту же сюжетно-ролевую игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта обработка сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и фантазией детей.

    3)по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Эту перестройку можно проследить в содержании игр, в их структуре, т.е. в способах отражения действительности и в расстановке сил самих играющих.

    Игровая деятельность дошкольников, особенно старших, отличается богатством мимики, выразительностью жестов, эмоциональной насыщенностью речи, разнообразием интонаций. Если при зарождении сюжетно-ролевой игры можно заметить у детей фрагменты изображения конкретного взрослого то по мере взросления игра идет не по пути изображения индивидуальных черт взрослых, а по линии обобщенного смысла действий, т.е. социальных ролей.

    роли отражает нормы поведения взрослого. Играя, ребенок переходит в развитый мир высших моральных форм человеческого поведения, которые в процессе игры становятся источником развития морального поведения самого ребенка. И такое воспитание моральных качеств у детей с помощью игры намного эффективнее, чем беседы на эту тему с родителями.

    Очень благотворно влияет на воспитание ребенка разыгрывание конфликтных ситуаций, как в семье, так и в детском коллективе. Так, например, в семье можно предложить ребенку изобразить роль мамы или папы, а родителям – роль сына и дочери. Пусть каждый из членов семьи покажет свою точку зрения по поводу какого-либо события путем обсуждения причин и последствий поступков. Таким образом, ребенок (возраст старшего дошкольника) выявит сам свои заслуги и ошибки и в следующий раз в подобной ситуации ему будет проще принять правильное решение.

    Д.Б. Эльконин писал: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

    Конечно, и другие виды деятельности принимают участие в формировании этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

    Если сравнивать роль сюжетно-ролевой игры разных возрастных групп, то выявляется множество различий: и в развитии сюжетов, и в продолжительности игр и в умении играть в коллективе и т.д.

    Развитие сюжетов детских игр идет от бытовых к играм с производственными сюжетами, а затем к играм с моментами, отражающими общественную жизнь.

    Это развитие связано с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта.

    На первый взгляд многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И те и другие играют в "Доктора", "Магазин", Семью", "театр" и др. Но содержание может быть различным в играх с одинаковым сюжетом. Так, содержание игры в "Больницу" различно у малышей и старших дошкольников. У 4-х леток главным содержанием игры является выслушивание, разные действия с ложкой, градусником или пинцетом, т.е. малыши подражают действиям взрослых людей с предметами. А у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре заботы доктора о больном, т.е. функции врача в обществе.

    Для детей 3-4 х летнего возраста характерно объединение в группы по 2-3 человека и продолжительностью игры не более 10-15 минут. Старшие дошкольники уже могут объединяться в большие группы - до 15детей и их игра длится довольно долго: до 40 мин.-1 часа, в некоторых случаях может возобновиться и на следующий день.

    Усложняются и взаимоотношения детей в игре. Так, младшие дошкольники еще не умеют четко распределять роли в игре (здесь приходит на помощь руководитель) а старшие дошкольники уже способны распределить роли, которые определяют отношения в коллективе играющих. Взяв на себя роли, дети строят свои отношения в игре по типу взрослых.

    В возрасте 3-4 лет дети еще не умеют играть вместе они способны играть рядом. Основными предпосылками для установления контактов между детьми в ходе игры является интерес к содержанию игры, стремление научиться или научить товарища тому, что умеешь делать сам. Активность детей 4-го года жизни выражается в движениях, действиях с игрушками, в речи (ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за нее) и носит импульсивный эмоциональный характер.

    Часто малыши прекращают свою игру, чтобы включить нового товарища. Однако, в ходе игры у 4-х леток могут возникнуть трудности в установлении и поддержании контактов. С одной стороны это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченностью личного опыта, низким уровнем воображения, а с другой – с межличностными отношениями. Иногда дети не хотят принимать в свою игру нового партнера. Старшие дошкольники уже способны играть вместе. Ведущим мотивом игры становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью. Действия становятся более разнообразными, появляется специфическая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии с выбранными ролями. Нарушение логики действий опротестовывается и протест сводится к тому, что "так не бывает". Вычленяются правила поведения, которым дети подчиняют свои действия.

    Различное поведение детей 4-го и 6-го лет жизни хорошо прослеживается тогда, когда от игры в самих себя они переходят к играм во взрослых. Так, роль воспитателя играют охотно дети всех возрастов. Роли детей безропотно принимают только младшие дошкольники. Старшие же всеми силами стараются не играть в детей. Причину последнего указал Эльконин Д.Б: 1. Центральным мотивом игры является роль, а роль ребенка не может служить реализации этого мотива 2. Старшие дошкольники, в отличие от младших, уже пережили ту стадию развития, когда отношение с руководителем являются существенными в жизни.

    Отличаются младшие и старшие и в выборе заместителей. Так, малыши еще не могут самостоятельно выбрать заместителя, они подчиняются инициативе взрослых. 6-ти летки уже способны произвести замещения (листик-тарелка, палка-лошадка и т.д.). Переименованный детьми предмет наделяется не только новым именем, но и новой функцией, соответствующей игровому сюжету. Таким образом, в игре формируется способность расчленения конкретной вещи и способа ее употребления, предмета и его названия.

    У младших дошкольников игры в основном протекают как манипулятивные действия с предметами. Но эти действия довольно разнообразны. В них отражается не только манипуляция, связанная предметом, но и человек, действующий определенным образом. Но роль человека еще не выделилась из всего жизненного явления, которое отражается ребенком. Различные эпизоды в играх малышей представляют собой ряд отдельных, бессвязных эпизодов. Такие игры, по мнению отечественного психолога А.П. Усовой, не требуют участия в них многих детей. Поэтому 3-х, 4-х летние играют по 2-3 человека, и длительность их игр не значительна..

    А в играх 6-ти летних детей четко выделяется человек как субъект действий с определенными вещами. Дети отражают уже более сложные, целостные эпизоды из жизни людей в них воспроизводятся люди с их межличностными, деловыми, производственными отношениями.

    Такая игра развертывается с общим замыслом, который предваряет игру. Дети не отталкиваются от случайных предметов, а зачастую готовят нужные для игры вещи заранее. Увлеченные замыслом, дошкольники могут играть с воображаемыми предметами: как будто платят деньги, "понарошку" передают письма, используют диван как корабль (явление замещения) и т.д. Ход такой развернутой игры – глубоко эмоциональное, яркое и динамичное изображение целостной картины.

    Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    1. Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста

    2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ВВЕДЕНИЕ

    Изобразительное искусство и очень древнее и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый, интересующий их край, - изучают язык живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством.

    Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художника. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства а занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей.

    Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

    Одним из видов изобразительного искусства является живопись. Произведения отражают действительность, оказывают воздействия на мысли и чувства зрителя. Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Одним из жанров живописи является натюрморт. Натюрморт – жанр изобразительного искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения, тоже называется натюрморт. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – «тихая жизнь».

    Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVII века. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Они словно поют гимн материальному миру. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Класс, В. Хеда, во Фландрии – Ф. Снейдерс и др.). основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых.

    Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.

    В детском саду ребенок знакомится с таким жанром живописи как натюрморт. Дальнейшее приобщение к искусству происходит уже в школе, где для этого отводятся специальные уроки.

    Целью данной работы является изучение методики знакомства детей с натюрмортом.

    Задачами работы являются:

    - изучить состояние проблемы в теории и практике

    - установить, что знакомство детей с жанрами живописи влияет на всестороннее развитие дошкольника

    - показать, что успешное развитие мелкой моторики рук способствует успешному обучению письму.

    Гипотеза: если последовательно знакомить детей с жанрами живописи (натюрморт), это может в дальнейшем приобщить детей к искусству.

    Объектом исследования являются особенности знакомства детей с изобразительным искусством.

    Предметом исследования является методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом.

    Методы исследования:

    1) на эмпирическом уровне изучение литературы, изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент.

    2) на теоретическом уровне изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте.

    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

    ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей

    дошкольного возраста.

    Изобразительное искусство – это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими.

    Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой[1, C. 23].

    Проблема – ребенок и изобразительное искусство – таит в себе много загадок и вопросов. В последнее время все больше внимания уделяется знакомству дошкольников с изобразительным искусством, однако, в большинстве случаев сохраняется информативный подход в обучении, сухие сведения о жизни и действительности художников, скульпторов и т.д. иногда заменяются на информацию образно-эмоционального содержания произведения искусства общего характера, и мало времени посвящается главному -0 постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и постижению языка различных видов искусства как пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном, чувственном и смысловом многообразии.

    Сила воздействия изобразительного искусства на ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда мировой опыт, заложенный в искусстве, соприкасается с опытом ребенка. Педагог, работающий с ребенком, должен досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно-эмоциональную характеристику, должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом.

    Источники: balaklava.baltijalv.lv, www.superinf.ru, www.vashpsixolog.ru

    ;
    Категория: Гарантийные обязательства | Добавил: vasilalekse (07.06.2015)
    Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Поиск